Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






Х Р О Н И К А

100-ЛЕТИЕ МАРКА ГАЛЛАЯ ОТМЕТИЛИ МАРКОЙ


Фото из семейного архива 
М.Л.Галлай

В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения Марка Лазаревича Галлая (1914 — 1998) — выдающегося лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, инструктора-методиста первой «шестёрки» космонавтов, писателя, книги которого определили профессиональный выбор многих нынешних авиаторов и космонавтов.

К столетию знаменитого лётчика Издательским центром «Марка» выпущена в обращение почтовая марка «100 лет со дня рождения М.Л.Галлая (1914 — 1998), лётчика-испытателя».

Биография Марка Галлая соединяет историю советской авиации 1930-50-х и отечественной космонавтики 1960-х годов. Так вышло, что Галлай стоял у истоков формирования двух новых профессий XX века — лётчика-инженера и лётчика-космонавта.

Марк Галлай родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Окончил Ленинградский политехнический институт и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ и в том же году стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.

Ещё в тридцатые годы Галлай провёл ряд весьма сложных и рискованных лётных испытаний, связанных с малоисследованными в авиации явлениями, в том числе, первым в нашей стране провёл испытания на «флаттер». В июле-сентябре 1941г. Марк Галлай — лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), совершил 9 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, отражая вражеские налёты. Сбил самолёт противника в самом первом воздушном бою над Москвой в ночь на 22 июля 1941 года.

ФГУП «Марка» 

М.Галлай освоил 125 типов летательных аппаратов (не раз уже цитировалось высказывание: «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что летать не может»). Поднял в небо первый отечественный реактивный истребитель МиГ-9 и дальний бомбардировщик Ту-4, провёл испытания стратегического бомбардировщика М3. Звание Героя Советского Союза Марку Лазаревичу Галлаю было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.

Долгое время он проработал в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве испытаниями новейших летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и многих других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полёта, стал доктором наук, получил звание профессора. Кстати, он был чуть ли не единственным в нашей истории доктором наук среди лётчиков-испытателей.

Фото из семейного архива 
Один из первх вылетов. 1936 г.
Фото из семейного архива 
М.Галлай, Н.Каманин, К.Феоктистов.
Фото из семейного архива 
С Германом Титовым.

В начале 1960 г. открылась новая страница рабочей биографии М.Л.Галлая — по рекомендации Б.В.Раушенбаха он встретился с С.П.Королёвым. Проговорили более 2-х часов. Нужен был «наставник» для будущих космонавтов. А кто лучше высококлассного лётчика-испытателя может представить сам и обучить подопечных, как вести себя в полёте, в том числе, и в «нештатных» ситуациях? Королёв лично вписал в штатное расписание новую должность: «инструктор-методист по пилотированию космического корабля». Первым инструктором первой шестёрки стал Марк Галлай.

Умер Марк Лазаревич 14 июля 1998 года и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. В 2006 году в Москве, на доме № 9 по улице Спиридоновка, где Марк Галлай жил и работал с 1978 по 1998 гг., была открыта мемориальная доска.


Соб. инф.


«Мир истории». No 1. 2015.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2014 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта