Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха: Борис Калманович, князь-авантюрист. СПб.: Наука, 2017. 287 с. ISBN 978-5-02-039663-0.





E X   L I B R I S   «МИ»

РУСЬ И БОРЬБА ЗА КОРОНУ СВЯТОГО ИШТВАНА


В истории встречается немного ярких персонажей, которые всю свою сознательную жизнь боролись за то, что принадлежало им по праву рождения. Одним из таких исторических деятелей является Борис Калманович, отцом которого был венгерский король Калман Книжник (1095 — 1116), обвинивший мать Бориса, Евфимию Владимировну, в адюльтере и не признавший рождённого ей ребёнка своим сыном. Средневековая официальная хронистика королевства Венгрии содержит специальную «сюжетную линию», посвящённую Борису и показывающую его воплощением зла, которому готовы помогать все враги правящей династии Арпадов. Хотя сам Калман, не ладивший с верхушкой венгерской католической церкви, удостоился в «Композиции венгерских хроник XIV в.», вобравшей в себя более ранние хроники, весьма нелестной характеристики, он представлен как «меньшее зло», поскольку стремился не только сохранить целостность своей державы, но и расширить её пределы.

Русские летописи нигде не упоминают о Борисе, ограничиваясь сведениями о выходе его матери замуж за венгерского короля и её смерти в 1139 г. В связи с этим образованная часть российского общества узнала о существовании у Владимира Мономаха внука Бориса лишь тогда, когда отдельные её представители познакомились со средневековой европейской хронистикой, т. е. в 30-е годы XVIII в. (В.Н.Татищев), но по-настоящему научное изучение его биографии началось только в конце XIX в. усилиями В.Г.Васильевского и К.Я.Грота. Материалы о Борисе, собранные В.Г.Васильевским, настолько заинтересовали венгерских историков, что один из них — этнический русин А.Ходинка — перевёл и издал их на венгерском языке.

В течение ХХ и начала XXI в. неоднократно предпринимались попытки написания биографии Бориса Калмановича. К сожалению, все они грешили либо неполнотой, либо привлечением одного или нескольких историографических мифов, коих накопилось немало в ходе изучения истории русско-венгерских отношений рассматриваемого времени. Что касается отечественной исторической науки, то в ней после 1930 г. (работа С.П.Розанова) в течение более восьми десятилетий не было специальных работ, посвящённых Борису, в то время как венгерские исследователи время от времени затрагивали его биографию, «приправляя» её одним или несколькими мифами. Не избежал этого и американский историк К.Раффенспергер, избравший Бориса Калмановича в качестве исторического персонажа, на фактах из биографии которого исследователь хотел показать содержание предлагаемых им новых научных исторических терминов: «паутина родства» (kinshipweb) и «ситуативное родство» (situationalkinship). При этом творец «новой терминологии» допустил грубую генеалогическую ошибку, назвав бабкой Бориса первую жену Мономаха Гиду Гарольдовну, в то время как матерью Евфимии была неизвестная по имени вторая жена Владимира Всеволодовича. На основании этой ошибки Раффенспергер сделал ряд далеко идущих выводов.

Кандидат исторических наук Михаил Константинович Юрасов из Института россисйкой истории РАН в своей книге (Юрасов М.К. Внук Владимира Мономаха: Борис Калманович, князь-авантюрист. СПб.: Наука, 2017. 287 с. ISBN 978-5-02-039663-0.) пытается положить конец мифотворчеству вокруг личности Бориса Калмановича, веками сопровождавших имя этого князя-изгоя.

Этой задаче подчинена вся структура его монографии. В разделе, посвящённом источникам, на основе которых можно восстановить реальную биографию Бориса, рассматриваются только те средневековые тексты, где речь идёт именно о названном внуке Владимира Мономаха. В кратком историографическом очерке прослеживаются в хронологической последовательности этапы исследования учёными жизни Бориса с указанием на время появления наиболее распространённых историографических мифов о герое повествования. При этом, сразу же, автор старается отделить мифы от реальных фактов при опоре на информацию достоверных источников. Этой установке — «отделению зёрен от плевел» — автор следует на всём протяжении своего исследования.

Парадоксальность ситуации, сложившейся в исторической науке вокруг личности Бориса Калмановича, заключается в том, что каждый из историографических мифов по отдельности давно развенчан, но исследователи, даже такой признанный корифей в области ранней истории Венгрии, как академик Дюла Кришто, предпринимали и продолжают предпринимать попытки доказать, что тот или иной развенчанный миф имеет шанс быть признанным реальным фактом из биографии Бориса. Для того чтобы положить конец манипуляциям такого рода, М.К.Юрасов делит основной текст своего исследования на две части, названные им «История жизни Бориса Калмановича» и «Историографические мифы о Борисе Калмановиче».

При этом автор не ограничивается доказательствами того, что семь выявленных им наиболее ярких придуманных историками мифов о Борисе не имеют под собой никаких твёрдых оснований. Во второй части книги выявляются причины появления каждого из них. В результате получается картина тернистого пути развития европейской исторической науки XVIII — XIX вв., когда введение в научный оборот древнерусских летописных памятников в переводах на латинский и немецкий языки в сочетании с весьма поверхностным уровнем развития источниковедения этих текстов вызвало активное мифотворчество, преодолеть последствия которого было нелегко по банальной причине: западным исследователям были практически недоступны оригинальные летописные памятники и труды по летописеведению, прежде всего, из-за языкового барьера. Хотя историческая наука в ХХ в. шагнула далеко вперёд в области источниковедения летописных текстов, некоторые старые мифы, увы, продолжают существать и сегодня.

Борис Калманович прожил недолгую жизнь. Он родился в конце 1113 или в начале 1114 г. и погиб во время одной из венгерско-византийских войн около в 1156 г. На Руси его ожидала участь князя-изгоя, поэтому в конце 20-х годов XII в. он уехал в Византию, где нашёл поддержку у враждовавших с Арпадами императоров из династии Комнинов. Все государи, за исключением венгерских королей, признавали законность появления Бориса на свет и при случае поддерживали его в качестве законного кандидата на венгерский престол, оказывая ему военную помощь. Однако внук Владимира Мономаха не добился главного — широкой поддержки своих будущих подданных на территории Венгрии. Сплотившаяся вокруг Белы II (1131 — 1141) большая часть венгерской знати предпочла слепого короля его «незаконнорождённому» двоюродному брату, учинив в 1132 г. истребление сторонников Бориса. Последующие попытки Бориса вторгнуться на территорию Венгрии имели локальный характер и, скорее, отражали стремление враждебных Арпадам государей хоть как-то «напакостить» венгерским королям.

Монография М.К.Юрасова «Внук Владимира Мономаха: Борис Калманович, князь-авантюрист» будет интересна всем интересующимся внешнеполитической историей Древней Руси. Она рассматривает взаимоотношения русских князей с западными соседями в ракурсе русско-венгерских отношений и учитывает, в том числе, результаты исследований венгерских историков, практически неизвестных их русскоязычным коллегам, не владеющим языком оригинала.


А.П.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2018 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта