Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






Короткие встречи: Кранахи в России

Москва. 03-03-2016.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку произведений представителей нескольких поколений прославленной династии Кранахов. Зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Важно отметить, что на выставке впервые встретятся две части обширной коллекции Кранахов из Готы, разделённые по результатам Второй мировой войны: часть произведений сегодня принадлежит ГМИИ им. А.С.Пушкина. Понятно, с какой заинтересованностью отнеслись к идее выставки руководители Фонда замка Фриденштайн и власти Готы, лично присутствовавшие на её открытии в Москве. Их помощь и участие специально отметила в приветственном слове директор московского музея Марина Лошак.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов, Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509, Государственный Эрмитаж), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530, ГМИИ им. А.С.Пушкина), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531, Фонд замка Фриденштайн, Гота). Кроме того, в экспозицию вошли гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Куратор выставки Вадим Садков.

Новаторские идеи в композиции, цвете и трактовке образов реформатора немецкой живописи Лукаса Кранаха Старшего (1472 — 1553) оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века его творческие поиски ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму — трактовки и переосмыслению ранее созданных живописных произведений.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Обер-бургомистр Готы Кнут Кройч (слева) и директор музея «Замок Фриденштайн в Готе» Мартин Эберле на открытии выставки в ГМИИ.

Художник организовал пользовавшуюся большим успехом на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Центральное место в экспозиции отведено полотну «Венера и Амур» (1509), созданному в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнажённой. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Всего насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 


Игорь КАЗАКОВ/МИ 

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырёх главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и тёмного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции — Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Картина из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 — 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора — духовное возвышение над мирской суетой; скала — непоколебимая твёрдость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Лукас Кранах Младший (1515 — 1586) продолжил многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнёс в художественное решение собственных работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых, в основном, были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Игорь КАЗАКОВ/МИ 

Игорь КАЗАКОВ/МИ 


После Москвы выставка Кранахов будет демонстрироваться в Государственном Эрмитаже, который представит свою собственную экспозицию и трактовку творчества этой художественной школы.


Соб. инф.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2016 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта