Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






Блекс Фаберже на Туманном Альбионе

Москва. 20-11-2021.

Предоставлено Музеем Виктории и Альберта 

Яйцо «Павлин». Главный мастер Хенрик Викстрём, Фаберже. Санкт-Петербург. 1908.
Горный хрусталь, позолоченное серебро, эмаль, бриллианты.
Подарено императором Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1908 года.

Открывшаяся в лондонском Музее Виктории и Альберта выставка «Фаберже в Лондоне: от романтизма к революции» — первая крупная экпозиция в Великобритании, посвящённая искусству всемирно известного русского ювелирного дома Карла Фаберже и его малоизвестного лондонского филиала.

Фаберже сумел тонко прочувствовать вкусы и отозваться на пожелания клиентов из высшего британского общества эпохи короля Эдуарда, вызвав всеобщее восхищение мастерством, изяществом и богатством своих товрений. Среди жемчужин выставки, , представленных в залах на Норт Корт, — большая коллекция легендарных императорских Пасхальных яиц, некоторые из которых впервые демонстрируются в Великобритании.

В трёх основных разделах выставки демонстрируются свыше 200 предметов, рассказывающих историю Карла Фаберже и его фирмы, работы которой давно уже стали символом русского мастерства и элегантности, одновременно ассоциируясь с романтикой, гламуром и трагедией российской императорской семьи.

Особенно популярными работы фирмы Фаберже стали и Великоборитании после открытия в Лондоне в 1903 году её единственного зарубежного филиала. Особы королевских кровей, промышленные магнаты и восточные магараджи стекались сюда с стремлении обрести в качестве подарка признанные образцы высокого стиля и несравненной роскоши, ведь работы Фаберже стали в Британской империи столь же верной их приметой, как и в России.

Первый раздел выставки посвящён раритетоам, связанным с семьёй Романовых. Миниатюры императорских регалий, предоставленные Эрмитажем для Всемирной Парижской выставки 1900 года, запечатлили роль Карла Фаберже в качестве официального ювелира императорской семьи. Её члены часто дарили друг другу сделанные фирмой на заказ подарки — богато украшенные предметы, такие как цветы из горного хрусталя, золотые с бриллиантами розы или изысканные миниатюры с семейными портретами. В этом разделе также рассказывается о юности Карла Фаберже, его путешествиях по Европе и вступлении в семейную фирму.

В разделе исследуется филигранная техника и замысловатая детализация, ставшие синонимом Карла Фаберже и его фирмы. Сложившаяся в мастерских культура творчества вкупе с ярким воображением вдохновляло мастеров Фаберже на смелый выбор материалов и дизайна. Ослепительную красоту работы Фаберже демонстрирует на выставке сверкающая аквамариновая и бриллиантовая тиара — знак любви, поднесённый Фридрихом Франциском IV, великим герцогом Мекленбург-Шверинским своей невесте, принцессе Александре Ганноверской и Камберлендской в день их свадьбы. Не менее ярок и единственный известный образец чайного сервиза из цельного золота — один из самых великолепных предметов, появившихся в московском филиале фирмы.

Предоставлено Музеем Виктории и Альберта 

Статуэтка скаковой лошади по кличке «Хурма». Главный мастер Хенрик Викстрём, Фаберже. Санкт-Петербург, 1908 г.
Серебро, нефрит.
Создана по образу призовой скаковой лошади короля Эдуарда VII «Хурмы». Восковой макет лошади был отправлен в Санкт-Петербург, где был отлит из серебра и установлен на символизирующем траву нефритовом основании. На скульптуре стоит подпись российского скульптора Бориса Фельдмана-Клюзеля — редкий случай, когда отдельному автору разрешается подписать работу фирмы Фаберже.

Вторая часть выставки рассказывает о времени, проведёом Фаберже в Лондоне, в том числе о времени процветания фирмы под королевским покровительством, когда её творения стали образцом в качестве подарка и показной демонстрации богатства для собравшейся в городе космополитичной элиты.

Огромный успех на Парижской выставке 1900 года дал понять, что у Фаберже будет активная клиентская база за пределами России, если он решиться на расширение. Фаберже выбрал Лондон для своих новых мастерских отчасти потому, что город был финансовой столицей мира, торговым центром, способным привлечь богатую и международную клиентуру. Это также был дом Эдуарда VII и королевы Александры, которые уже были страстными коллекционерами Фаберже, что предполагало весьма вероятное королевское покровительство их лондонскому филиалу.

Переходный раздел выставки переносит посетителей из России в оживлённый Лондон и подчёркивает тесные связи между британской и Российской королевскими семьями. Показаны королевские фотографии в рамах Фаберже и подарки, преподнесённые императором Николаем II и императрицей Александрой Фёдоровной их британским родственникам, в том числе записная книжка, подаренная царём и царицей королеве Виктории на Рождество в 1896 году.

Фаберже стал самым эксклюзивным и модным местом для покупки подарков. Любовница короля, миссис Джордж Кеппел, подарила королю элегантный портсигар в стиле модерн с украшенной бриллиантами змеёй, кусающей себя за хвост, — символом нерушимой и вечной любви. Также были популярны табакерки, украшенные топографическими видами, зданиями и памятниками. Нефритовая коробка для сигар, украшенная эмалью цвета сепии с видом на здания парламента, была куплена великим князем Михаилом 5 ноября 1908 года, в день Гая Фокса, и подарена королю Эдуарду VII.

Предоставлено Музеем Виктории и Альберта 

Фокстерьер «Цезарь». Мастер неизвестен, фирма Фаберже, ок. 1908 г.
Халцедон, золото, эмаль, рубины.
Любимой собакой короля Эдуарда VII был жёсткошёрстный фокстерьер по кличке Цезарь. Король и его собака были неразлучны. Фигурка Цезаря из белого оникса украшена рубиновыми глазами и имеет золотой ошейник, покрытый имитирующей кожу коричневой эмалью, с надписью: «Я принадлежу королю». Наследница пивоварни миссис Гревилл купила скульптуру через шесть месяцев после смерти короля и подарила её его вдове, королеве Александре, в 1910 году.

Конец второй части выставки приближается к судьбоносному влиянию Первой мировой войны и русской революции на Фаберже. Со вступлением России в войну в 1914 году производство Фаберже внезапно изменилось. Мастерские сосредоточили свою продукцию на военных усилиях и перешли от создания изысканных предметов к производству боеприпасов. Тщательность мастерства фирма переключила с драгоценных камней и драгоценных металлов на медь, латунь и сталь. В 1917 году, когда революция обрушилась на мастерские Фаберже в России, его аванпост в Лондоне прекратил свою деятельность.

Заключительный раздел выставки посвящён наследию Фаберже, показанным через культовые императорские пасхальные яйца с демонстрацией 15 из этих знаменитых сокровищ. Это самая большая коллекция, выставленная на всеобщее обозрение за более чем 25 лет.

По словам куарторов выставки Киран Маккарти и Ханны Форби, «история Карла Фаберже, легендарного российского императорского ювелира — это история высочайшей роскоши и непревзойденного мастерства. Отмечая выдающиеся достижения фирмы Фаберже, выставка также фокусируется на переоценке значения её лондонского филиала, единственного за пределами России. Он привлёк мировую клиентуру из числа членов королевской семьи, аристократов, титанов бизнеса и светских львиц. Через творениям Фаберже, выставка исследует вечные истории любви, дружбы и дерзкого социального восхождения. Она знакомит зрителя с вершинами творчества мастеров фирмы, отдавая дань её величайшему наследию».


Соб. инф.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2021 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта