Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






«Живая жизнь театра»

Екатеринбург. 01-08-2022.

В Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козел» в Екатеринбурге открылась выставка «Московский Художественный театр в фотообъективе Игоря Александрова». На выставке представлены 85 работ фотографа.

Предоставлено Музеем МХАТ 

И.Александров. О.Н. Ефремов на репетиции своего первого спектакля в МХАТе.

Игорь Александров больше полувека снимал Московский Художественный театр. Без него не обошлось ни одной премьеры, ни одного праздничного или печального дня в жизни МХТ. В сущности, он создал летопись дней советского и постсоветского МХАТ, которая правдивее и объёмнее иных придуманных «исторических» трудов. Александров знает силу фотодокумента, силу запечатленного мига, схваченного взгляда, случайной композиции. Часто он снимал одно, а спустя годы важным оказывается что-то иное, что было на периферии фотографии, сбоку или на её дальнем плане.

Александров пришёл в Художественный театр фотолаборантом, хорошо знавшим технику своего дела, но имевшим весьма приблизительное представление об искусстве сцены. Превращение его в фотографа произошло в стенах МХАТ. Он знакомился с репертуаром театра, его актерами, режиссёрами и традициями. А также с наследием фотографов, которые со дня основания театра регулярно приглашались для съёмок новых постановок. Работы их запечатлены в дореволюционных изданиях Фишера и Лепковского, где во всех подробностях воспроизводились декорации, мизансцены, персонажи. Однако не было подчёркнутого вмешательства фотографа в искусство театра. Продолжателями традиции мхатовской документальной фотографии позднее были известные мастера М.С. Сахаров и А.А. Горштейн. Игорь Александров пришёл им на смену.

Предоставлено Музеем МХАТ 

И.Александров. Л.Н. Толстой «Живой труп» После репетиции. А.А. Калягин, А.В. Эфрос 1982 г.

«Я снимать толком ещё не умел, но это меня не останавливало. Мне страшно нравилось в театре. Я понял: это моё! Взял в руки старый аппарат "Киев", — ничего другого у меня не было – потихонечку стал работать. Я просто ходил по театру и снимал всё, что мне было интересно, снимал всё вокруг. Проходку актёров по сцене, потом проходку по коридору за кулисами. Назову по имени-отчеству, ко мне группа актёров обернётся, я нажимаю на спуск. Кадры получались не постановочными, живыми. Так и снимал всё вокруг более 50 лет», — вспоминает Игорь Абрамович.

В обязанности штатного фотографа — всегда быть в театре: на репетиции, на премьере, на юбилее, на встрече с писателями или зарубежными гостями, на очередном спектакле, когда вводится новый исполнитель. Он должен быть на своем посту, как актер, режиссер, рабочий сцены. Ежедневное пребывание Александрова в театре приносит "незапланированные" и поэтому живые, уникальные снимки. От них идет тепло кулис, родного театрального дома.

Игоря Александрова нельзя причислить к театральным репортерам — в его работах нет сенсационности. Его нельзя назвать театральным летописцем — у него нет взгляда со стороны. Он — участник общего дела. Его работы рассказывают о жизни Художественного театра.

Предоставлено Музеем МХАТ 

И.Александров. А. Гельман. «Заседание парткома». Соломахин — Е.А. Евстигнеев, Кочнев — В.М. Невинный. 1975 г.

На выставке представлена только маленькая часть пойманных мгновений из жизни Художественного театра, ставшим родным домом для Игоря Александрова и героев его фотографий.

«Для театральных музеев очень важны фотографы, ведь мы должны собрать историю театра, а театр — это чудо, которое происходит каждый день, — говорит Софья Грачёва, директор Музея МХАТ, — и одним из главных инструментов, помогающих запечатлеть эту живую жизнь театра является фотография. Именно через призму взгляда фотографа у нас остается эта хроника - эмоции актеров, мизансцены спектаклей, работа всех тех, кто причастен к ежедневной истории создания театра.»

Предоставлено Музеем МХАТ 

И.Александров. А. Володин. «Дульсинея Тобосская». Дульсинея — Т.В. Доронина. 1971 г.

Выставка не случайно открылась в столице Урала. Как отмечает её куратор Марфа Бубнова, «Московский Художественный театр и город Екатеринбург связывает многолетняя дружба, которая началась в далеком 1942 году. В те трудные годы Свердловск (ныне Екатеринбург) предоставил театру возможность играть на театральных подмостках этого гостеприимного города. Эта дружба пронеслась через многие годы и в наши дни театр всегда стремиться порадовать жителей Екатеринбурга своими спектаклями. Уже более десяти лет Музей МХАТ проводит совместные выставки с Музеем писателей Урала и Театром юного зрителя. Сегодня Музей МХАТ предоставляет на суд жителей Екатеринбурга фотовыставку, рассказывающую об уникальном театре и об уникальном опыте человека с фотокамерой, выразившего свою эпоху этого театра без пафоса, а просто выполняя свой ежедневный профессиональный долг. На выставке представлена лишь небольшая часть фотолетописи Игоря Александрова».

И добавляет: «У Игоря Александрова нет, и не было взгляда со стороны, он всегда был участником общего дела, поэтому его фотографии поражают и притягивают силой актерского перевоплощения и выдают его восхищение искусством артистов Художественного театра.»


Соб. инф.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2022 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта