|
«Живая жизнь театра»
Екатеринбург. 01-08-2022.
В Музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козел» в Екатеринбурге открылась выставка «Московский Художественный театр в фотообъективе Игоря Александрова». На выставке представлены 85 работ фотографа.
Предоставлено Музеем МХАТ
И.Александров. О.Н. Ефремов на репетиции своего первого спектакля в МХАТе.
|
Игорь Александров больше полувека снимал Московский Художественный театр. Без него не обошлось ни одной премьеры, ни одного праздничного или печального дня в жизни МХТ. В сущности, он создал летопись дней советского и постсоветского МХАТ, которая правдивее и объёмнее иных придуманных «исторических» трудов. Александров знает силу фотодокумента, силу запечатленного мига, схваченного взгляда, случайной композиции. Часто он снимал одно, а спустя годы важным оказывается что-то иное, что было на периферии фотографии, сбоку или на её дальнем плане.
Александров пришёл в Художественный театр фотолаборантом, хорошо знавшим технику своего дела, но имевшим весьма приблизительное представление об искусстве сцены. Превращение его в фотографа произошло в стенах МХАТ. Он знакомился с репертуаром театра, его актерами, режиссёрами и традициями. А также с наследием фотографов, которые со дня основания театра регулярно приглашались для съёмок новых постановок. Работы их запечатлены в дореволюционных изданиях Фишера и Лепковского, где во всех подробностях воспроизводились декорации, мизансцены, персонажи. Однако не было подчёркнутого вмешательства фотографа в искусство театра. Продолжателями традиции мхатовской документальной фотографии позднее были известные мастера М.С. Сахаров и А.А. Горштейн. Игорь Александров пришёл им на смену.
Предоставлено Музеем МХАТ
И.Александров. Л.Н. Толстой «Живой труп» После репетиции. А.А. Калягин, А.В. Эфрос 1982 г.
|
«Я снимать толком ещё не умел, но это меня не останавливало. Мне страшно нравилось в театре. Я понял: это моё! Взял в руки старый аппарат "Киев", — ничего другого у меня не было – потихонечку стал работать. Я просто ходил по театру и снимал всё, что мне было интересно, снимал всё вокруг. Проходку актёров по сцене, потом проходку по коридору за кулисами. Назову по имени-отчеству, ко мне группа актёров обернётся, я нажимаю на спуск. Кадры получались не постановочными, живыми. Так и снимал всё вокруг более 50 лет», — вспоминает Игорь Абрамович.
В обязанности штатного фотографа — всегда быть в театре: на репетиции, на премьере, на юбилее, на встрече с писателями или зарубежными гостями, на очередном спектакле, когда вводится новый исполнитель. Он должен быть на своем посту, как актер, режиссер, рабочий сцены. Ежедневное пребывание Александрова в театре приносит "незапланированные" и поэтому живые, уникальные снимки. От них идет тепло кулис, родного театрального дома.
Игоря Александрова нельзя причислить к театральным репортерам — в его работах нет сенсационности. Его нельзя назвать театральным летописцем — у него нет взгляда со стороны. Он — участник общего дела. Его работы рассказывают о жизни Художественного театра.
Предоставлено Музеем МХАТ
И.Александров. А. Гельман. «Заседание парткома». Соломахин — Е.А. Евстигнеев, Кочнев — В.М. Невинный. 1975 г.
|
На выставке представлена только маленькая часть пойманных мгновений из жизни Художественного театра, ставшим родным домом для Игоря Александрова и героев его фотографий.
«Для театральных музеев очень важны фотографы, ведь мы должны собрать историю театра, а театр — это чудо, которое происходит каждый день, — говорит Софья Грачёва, директор Музея МХАТ, — и одним из главных инструментов, помогающих запечатлеть эту живую жизнь театра является фотография. Именно через призму взгляда фотографа у нас остается эта хроника - эмоции актеров, мизансцены спектаклей, работа всех тех, кто причастен к ежедневной истории создания театра.»
Предоставлено Музеем МХАТ
И.Александров. А. Володин. «Дульсинея Тобосская». Дульсинея — Т.В. Доронина. 1971 г.
|
Выставка не случайно открылась в столице Урала. Как отмечает её куратор Марфа Бубнова, «Московский Художественный театр и город Екатеринбург связывает многолетняя дружба, которая началась в далеком 1942 году. В те трудные годы Свердловск (ныне Екатеринбург) предоставил театру возможность играть на театральных подмостках этого гостеприимного города. Эта дружба пронеслась через многие годы и в наши дни театр всегда стремиться порадовать жителей Екатеринбурга своими спектаклями. Уже более десяти лет Музей МХАТ проводит совместные выставки с Музеем писателей Урала и Театром юного зрителя. Сегодня Музей МХАТ предоставляет на суд жителей Екатеринбурга фотовыставку, рассказывающую об уникальном театре и об уникальном опыте человека с фотокамерой, выразившего свою эпоху этого театра без пафоса, а просто выполняя свой ежедневный профессиональный долг. На выставке представлена лишь небольшая часть фотолетописи Игоря Александрова».
И добавляет: «У Игоря Александрова нет, и не было взгляда со стороны, он всегда был участником общего дела, поэтому его фотографии поражают и притягивают силой актерского перевоплощения и выдают его восхищение искусством артистов Художественного театра.»
Соб. инф.
|