Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






В музее МХАТ открылась выставка к 160-летию Константина Станиславского

Москва. 01-01-2023.

Предоставлено Музеем МХАТ 

Сцена из «Отелло».

Выставочный проект Музея МХАТ к юбилею Константина Станиславского посвящён его актерской и режиссёрской деятельности в период до основания Московского Художественного театра.

На выставке зритель увидит предметы, раскрывающие деятельность «Алексеевского кружка», Московского общества искусства и литературы, а также самое начало Московского Художественного театра. Многие экспонаты, среди которых и представленные впервые, сохранились благодаря Станиславскому, с ранней юности собиравшему свой архив. Музей МХАТ также представит предметы из собственной коллекции: фотографии, эскизы костюмов, сами костюмы, бытовые вещи и бутафорию, афишы, программы и макеты.

Выставка рассказывает, как человек, которому было предначертано стать купцом, обрёл себя как актёр и режиссёр, сумевший перевернуть историю русского и зарубежного театра.

Константин Сергеевич Станиславский стал одним из основателей Московского Художественного театра, автором системы актёрского мастерства и ряда известных на весь мир литературных произведений. По словам самого Станиславского, «если есть на земле чудесное, то только на сцене». Об этом «чудесном», об увлечении сценой, охватившем всю жизнь Станиславского, рассказывает подготовленная Музеем МХАТ к 160- летию со дня рождения великого реформатора выставка.

Всё началось с семьи. Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) принадлежал к купеческому роду Алексеевых. Его отец, Сергей Владимирович, был почтенным купцом, благотворителем, попечителем больниц, «обществ призрения» вдов и сирот. Ему доверяли, зная, что любое начатое им дело будет доведено до завершения. Елизавета Васильевна Алексеева — мать Станиславского — дочь уважаемого в Петербурге подрядчика «по мраморным работам» Василия Абрамовича Яковлева. В семье было десять детей, которых родители обожали и потакали их увлечениям.

Предоставлено Музеем МХАТ 

В заглавной роли в пьесе К.Гуцкова «Уриэль Акоста».

Первым увлечением будущего режиссёра стал цирк, потом пришло увлечение балетом, затем кукольным театром и чуть позже оперой и драматическим театром. Родители поддерживали это увлечение, поскольку дети были заняты полезным делом вне уроков. С этого начинается история домашнего театра, который получил название «Алексеевский кружок».

В семидесятые годы XIX века в России были широко распространены театральные кружки и домашние театры. Театром увлекались Мамонтовы, Секретарёвы, Сапожниковы и многие другие известные семьи. Не обошло это увлечение и семью Алексеевых. Для их домашнего театра было построено отдельное здание в Любимовке и специально оборудован зал в московском доме у Красных ворот.

В «Алексеевском кружке», просуществовавшем десять лет, было поставлено около тридцати спектаклей. Вершиной его деятельности стала оперетка из японской жизни в двух действиях «Микадо». Этот спектакль оказался последним в истории самого кружка. Дело в том, что в веселом родственном кругу всё больше выделялся актёр-премьер, инициатор спектаклей, их постановщик, душа театра — Константин Алексеев и он всё больше стремился выйти за пределы милой домашней сцены.

В 1888 году Константин Алексеев на собственные средства (к тому времени он уже известный фабрикант) создаёт Общество искусства и литературы. Основатели этого общества — К.С. Алексеев, Ф.П. Комиссаржевский, Ф.Л. Соллогуб и А.Ф. Федотов — мечтали «о создании большого общества, которое соединило бы, с одной стороны, всех любителей в драматический кружок, а с другой стороны, всех артистов и других деятелей театров и искусств — в артистический клуб без карт».

Предоставлено Музеем МХАТ 

Станиславский — Паратов в пьесе А.Островского «Бесприданница».

Московское Общество искусства и литературы, в котором Станиславский поставил шестнадцать спектаклей (все эти постановки получали восторженные отклики прессы), просуществовало десять лет — с 1888-го по 1898 год. Но уже в 1896 году, после премьеры шекспировского «Отелло», Станиславский начинает задумываться об организации профессионального общедоступного театра на акционерных началах.

Мысль превращения Общества в профессиональный театр не покидает Станиславского. В июле 1897 года в ресторане «Славянский базар» Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко договорились о создании Московского Художественного общедоступного театра. И 14 октября 1898 года состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович».

Открыла выставку директор музея Софья Грачёва, а куратор проекта Марфа Бубнова провела экскурсию.

Экспозиция будет открыта для посещения до 27 марта.


Соб. инф.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2023 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта