Мир истории
Главная Номер Новости Анонсы Архив Библиотека Ссылки Редакция






Художники Мамонтовского кружка — в Музее Тропинина

Москва. 01-11-2023.

Предосталено Музеем В.А. Тропинина 

Усадьба Абрамцево осенью.

3 ноября в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени открылась выставка Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево» — «Абрамцево. Искусство или жизнь?».

Выставка представляет творчество художников уникального объединения — Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Среди экспонатов — финальный эскиз к картине «Алёнушка» Виктора Васнецова и его эскизы к опере «Снегурочка», керамика Михаила Врубеля, живописные произведения Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Ильи Репина, мебель по рисункам Елены Поленовой и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства из собрания малой родины русского модерна. Наследие «Абрамцева» отражает сложные поиски «русского стиля», показывает развитие образно-пластической системы от «Аленушки» Васнецова до керамической сюиты Врубеля. В выставке участвует 49 предметов из коллекции Музея-заповедника.

Тема выставки «Искусство или жизнь?» выстроена вокруг цитаты поэта Валерия Брюсова из его статьи в журнале «Мир искусства» 1903 года. «Искусство или жизнь?» — вопрос о миссии и месте искусства в жизни, об их тесной связи особенно остро звучал на переломе эпох — XIX и XX столетий. Ответом на него и стало появление Мамонтовского кружка. Центр актуального искусства того времени создал, пестовал и развивал Савва Мамонтов — владелец усадьбы, скульптор, меценат и известный предприниматель.

Увлеченность искусством Саввы Мамонтова позволила преобразовать поместье по законам красоты, сделав его и творческой лабораторией, и художественным центром. В Абрамцеве были основаны две мастерские: столярная и керамическая. Выполненные по эскизам художников мебель, предметы быта, печи, изразцы украшали не только постройки и интерьеры усадьбы. Абрамцевскими изразцами декорировали многие здания в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Самаре. Ельце, Рыбинске и т.д.

Предосталено Музеем В.А. Тропинина 

В. Васнецов. Финальный эскиз к картине «Алёнушка». Абрамцево.

В Абрамцеве, может быть, впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Художники по-своему понимали задачи искусства: картина должна была стать не музейным экспонатом, а принадлежностью быта, составлять единый ансамбль с предметами обихода, архитектурой. Савва Мамонтов был уверен, что общество можно изменить через искусство. «Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице», — утверждал он.

Всеобщим увлечением в абрамцевском кружке был театр. Художники, оформлявшие спектакли, были одновременно актерами и постановщиками. Из домашнего театра вырос профессиональный — «Русская частная опера С.И. Мамонтова». Потому что в домашнем театре ставились драматические спектакли, иногда с музыкальными вставками, а создал Мамонтов оперный театр, в котором ставилась русская и зарубежная классика.

За десять лет в Абрамцеве был создан уникальный архитектурный ансамбль, позволяющий проследить развитие новых форм в архитектуре от историзма до неорусского стиля. На выставке представлены эскизы первых сооружений модерна — Виктора Васнецова к Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного, «Избушке на курьих ножках», часовне, а также макет «Избушки» мастера Николая Филасова.

В Абрамцеве сформировался особый тип «универсального» художника, что стало одним из ярких примет времени. Живописцы занимались различными видами творчества — создавали архитектурные проекты и строили церковь; участвовали в театральной жизни; создавали проекты мебели и способствовали её реализации; лепили в керамической и скульптурной мастерских.

Куратор выставки, Елена Митрофанова отмечает: «Хорошо известны слова Станиславского о Мамонтове «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство». Благодаря увлечённости, усилиям, энергии Мамонтовых и их единомышленников в Абрамцеве лозунги о преобразовании действительности искусством не только провозглашались, но воплощались в конкретные дела. Здесь возникла идея синтеза искусств, рождался новый стиль — русский модерн».

Проект осуществлён благодаря поддержке партнёра Музея В.А. Тропинина Благотворительного фонда АФК «Система».


Соб. инф.

     


Главная |  Номер |  Новости |  Анонсы |  Архив |  Библиотека |  Ссылки |  Редакция

© 2023 «Мир истории»

Besucherzahler
счетчик для сайта