Besucherzahler
счетчик для сайта



КАРПОВ
Владимир Николаевич

Полковник, старший консультант пресс-бюро Службы внешней разведки РФ, экстраординарный профессор РАЕН.


2. 1999

E X   L I B R I S   «М И»

АННА ИВАНОВНА СООБЩАЕТ ИЗ ПАРИЖА...
Десять веков военной разведки


В условиях широкой гласности, когда на прилавках книжных магазинов каждый день появляются всё новые мемуары и воспоминания дипломатов, политиков, военачальников, отставных разведчиков, серьёзная книга о военной разведке, несмотря на большой интерес читателейк этой тематике, ещё не появлялась. Исключением можно считать, пожалуй, лишь книгу известного разведчика В.Гражуля «Тайны галантного века. Разведка при Петре I и Екатерине II», заслужившая положительные отзывы читателей.

Недавно издательский дом «Русская разведка» выпустил в свет двухтомник «Военная разведка России от Рюрика до Николая II» доктора исторических наук Михаила Алексеева, который значительно восполняет пробелы в этой отрасли исторической науки. Сейчас издательство готовит III книгу объёмного труда, в которой охватывается период с 1914 по 1917 год. В перспективе планируется IV том, посвящённый деятельности военной разведки нашей страны с октября 1917 года до начала Великой Отечественной войны. Этот труд является плодом многолетних усилий сотрудника Главного разведывательного управления Генерального штаба Российской армии полковника М.Алексеева, который, помимо открытых источников, использовал архивные материалы Главного военного архива Министерства обороны России, а также зарубежные материалы, ранее не публиковавшиеся в нашей стране.

Военная разведка так же стара, как и сами войны, и уже выдающиеся полководцы древности — Ксенофонт, Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Митридат Понтийский — умело пользовались данными, получаемыми разведкой, которую с древнейших времён и до наших дней по праву считают «глазами и ушами армии». Разведка была и остаётся одним из важнейших видов обеспечения её боевых действий. Успех или неудача той или иной операции во многом зависят от того, насколько эффективно ведётся разведка сил противника, его замыслов и намерений. Пренебрежение этими истинами всегда вело к военным поражениям.

История военной разведки России неотделима от боевых дел её армии. Для русских княжеств, подвергавшихся давлению хазаров, половцев, печенегов, а позднее татар, она была одним из главных условий национального выживания. А Ипатьевская летопись повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев, которому предшествовали действия войсковой разведки так называемых сторожей. «Из Оскола пошли дальше, — свидетельствует летописец, — и тут к ним прибыли сторожи, которых князь послал ловить "языка", и сказали: "Мы видели , что ратные ратники ездят в чистом поле наготове. Или поезжайте быстро вперёд, или возвращайтесь домой, ибо не наше нынче время"».

Причём уже в то время разведка не ограничивалась простым сбором сведений о противнике, но и боролась с его лазутчиками, а также старалась ввести неприятеля в заблуждение. Когда в 1170 году князь Мстислав Изяславович пошёл походом на половцев, он позаботился о том, чтобы довести до них преувеличенные сведения о своих силах. «Быть весть половцам от пленника, от Гаврилки Иславовича, что идут-де на них русские князья. И побежали половцы, бросив жён своих, и детей и повозки свои.» Так путём дезинформации князь Мстислав достиг того, чего мог бы достичь только ценой кровавой битвы. Очевидно, успех его был полным, поскольку летописец упоминает безвестного Гаврилки, именуя его по отчеству, что было в то время привилегией только зантных и уважаемых людей.

Князья вели не только войсковую, но и стратегическую разведку с использованием, как говорят сегодня, «дипломатического прикрытия». Послы князей при вражьем стане во все времена рассматривались как разведчики и соглядатаи.

Предок знаменитого русского поэта и дипломата Ф.И.Тютчева, боярин Захария Тютчев, был направлен Великим князем Московским Димитрием послом в Золотую Орду. Там «через верных людей» прознал он о планах хана пойти походом на Русь, объединившись с войсками литовского князя Ягайло и рязанского князя Олега. Они намеревались тайно собраться на берегах Оки и оттуда предпринять совместный поход на Москву. Не теряя ни минуты, Захария Тютчев шлёт гонца с тревожной вестью к Великому князю Московскому. Получив известие, князь Димитрий Иванович решает опередить врагов, не дать им соединиться и разбить полчища Мамая до подхода его союзников. По приказу князя в «поле» высылаются конные дозоры для захвата «языков» — «крепкие сторожи». Командир одного из них Родион Ржевский, захвативший «языка», вскоре доносит князю, что татары, действительно, идут на Русь и что их вторжение следует ожидать после сбора урожая.

Когда русское войско двинулось на врага, князь высылает вперёд разведывательный отряд из пяти отборных дворян с задачей взять «языка» из ордынских мурз или князей. Дворяне сумели захватить такового из свиты самого Мамая. Захваченный показал, что хан Золотой Орды стоит с войском за Доном, всего в трёх переходах от русской рати. Двигаться не спешит, а поджидает подхода дружин Ягайло и Олега. О том, что Димитрий выступит ему навстречу, хан не подозревает. Всего же его рать насчитывает 200 — 300 тысяч копий.

Блестяще осуществлённая Димитрием Донским разведывательная операция во многом предопределила успех Куликовской битвы. Разведка позволила сорвать планы хана соединиться с Ягайло и Олегом, выснить реальные силы противника и с учётом полученных сведений построить полки на поле Куликовом. Димитрий Донской нанёс сокрушающий удар Золотой Орде. Русский царь Иван Васильевич, продолжил борьбу с наследниками ордынских ханов, в 1549 году создаёт Посольский приказ, в функции которого входило ведение политической и военной разведки.

После серти Ивана IV на московский престол сел его сын, «слабый царь» Фёдор Иоаннович. Однако его первым советником был мудрый боярин Борис Годунов. 4 июля 1591 года Годунов получил известие о том, что крымский хан Гирей, шедший походом на Литву, внезапно повернул на Москву, которая послала полки князей Андрея и Григория Волконских против Швеции и Польши. Столица оказалась в смертельной опасности. Москвичи попытались выставить заслон войскам хана на реке Пахре, однако передовые отряды крымчаков сбили его, ранив воеводу и «мнозих детей боярских побиваху и взяху в полон». Хан расположился лагерем у сельца Коломенское под Москвой. Хитроумный Годунов велел тогда сыскать верного человека из московских дворян и говорил с ним наедине. Ночью в Москве поднялся вдруг шум великий, раздались крики и пальба. Ратные люди били в колотушки, кричали, что есть мочи, палили в воздух из пищалей.

Той же ночью в семейной церкви Годуновых находились только сам боярин и неведомый московский дворянин в «смирной одежде». Он причастился и сборовался как человек, готовящийся к смерти. До села Коломенское, где находилась ставка Гирея, этого дворянина, наряженного в богатые одежды и восседавшего на скакуне с драгоценной сбруей, провожали два человека. Дальше он поехал один. Знатный всадник был схвачен стражей крымчаков и доставлен к хану. Здесь он прикинулся перебежчиком, стал плакаться на «великие обиды и притеснения» от царя и попросился на службу. Хан стал допытываться у перебежчика о причинах ночного шума в Москве. Тот как бы нехотя поведал, что к царю пришла подмога из Новгорода и Польши, всего тысяч до тридцати ратных людей. Перебежчика подвергли страшным пыткам. Но и на дыбе у палача он подтвердил сказанное. Хан повелел снять осаду. Русская конница, бросившаяся в погоню за его ордой, лишь под Тулой настигла её. Однако среди крымского войска не было безымянного героя, спасшего Москву.

С развитием военного военного искусства значение разведки возрастает. При царе Алексее Михайловиче, отце Петра Великого, в 1654 году создаётся Приказ тайных дел, к которому от Посольского приказа переходят разведывательные функции. В регулярную практику секретной переписки вводятся шифры, мастером составлять которые был сам царь. В 1716 году в новом воинском уставе Петра I разведывательная работа впервыце приобретает правовую основу и поручается генрал-квартирмейстерской службе. Однако политической разведкой одновременно продолжают заниматься и царские дипломаты, среди которых как выдающиеся разведчики прославились послы А.Матвеев, П.Толстой, А.Хилков и другие. Свою лепту в укрепление разведывательной службы России внесла императрица Екатерина Великая. По её указанию была создана тайная экспедиция, черпавшая важные сведения из перлюстрировавшейся переписки иностранных дипломатов.

Чрезвычайно важным для понимания истории военной разведки России являются содержащиеся в книге М.Алексеева сведения о деятельности Первого отделения квартирмейстерской части Российской армии накануне войны с Наполеоном. В 1801 году военный министр России М.Барклай-де-Толли направляет «военных агентов» (атташе) в российские посольства для ведения разведывательной работы. Особое внимание уделялось Франции. Военному агенту А.И.Чернышёву удалось завербовать сотрудников военного ведомства Наполеона, готовившего для него в единственном экземпляре стратегическую сводку. Агентом Александра I был также министр иностранных дел Франции Ш.Талейран, имевший псевдонимы «Анна Ивановна» и «кузен Анри». В целях конспирации его донесения, пересылаемые Российским посольством из Парижа, начинались словами: «Анна ивановна пишет»... Читатель найдёт в книге интересные сведения о деятельности русской военной разведки в эпоху наполеоновских войн, которая в ту пору была одной из сильнейших в Европе.

Представяют несомненный интерес приводимые М.Алексеевым данные о развитии русской военной агентурной разведки в 1880 — 1903 годах,что диктовалось совершенствованием оружия и применением в военных целях новых технических средств. После поражения царской России в Крымской войне, а также разгрома французской армии под Седаном в 1870 году, стало очевидно, что техническая революция в средствах вооружённой борьбы выдвигает военную разведку на передний план в деле обеспечения руководства армии сведениями, а также образцами новейшей военной техники.

Внимание читателя привлекут публикуемые в книге материалы о деятельности органов военной разведки в преддверии войны с Японией. Вместе с тем автор показывает слабость русской агентурной разведки в этой стране.

После поражения России в войне с Японией в 1905 — 1906 годах военная разведка реорганизуется. В Академии Генерального штаба впервые вводится курс тайной разведки, а подготовка профессионалов-разведчиков обретает регулярную основу. Развитию разведывательного искусства русской армии в 1905 — 1912 годах посвящён II том этого уникального исторического труда.

Чрезвычайно важным для понимания истории русской военной разведки представляются сведения о её организации штабами приграничных военных округов накануне Первой мировой войны, ибо именно от них были получены наиболее развёрнутые данные о подготовке Германией и Автро-Венгрией войны против России. История русской военной разведки в этот период показана через призму её борьбы с разведслужбами Центральных держав. Ждут читателя интересные сведения о знаменитом агенте русской военной разведки полковнике австрийского Генерального штаба А.Рёдле. Крайне важным представляется вывод М.Алексеева о том, что несмотря на полученные военной разведкой сведения о «плане Шлиффена», в которых раскрывались военные замыслы кайзеровской Германии в Первой мировой войне, «ей не удалось добыть планы стратегического развёртывания германских войск и ведения ими первых операций в виде цельного, единого документа». Автор подробно рассказывает о подготовке Германией мировой войны и противодействии русской разведывательной службы её устремлениям в отношении России.

Несомненным достоинством вышедшего в свет исторического труда являются многочисленные факсимиле подлинных исторических документов, иллюстрирующих генезис военной разведки, которые публикуются впервые. Большое внимание М.Алексеев уделяет биографическим сведениям как о видных представителях русской военной разведки, включая Н.Батюшина, Ю.Данилова, Я.Жилинского, А.Свечина, так и сравнительно малоизвестных Н.Полоцкогой, Ладыгине и других.

Книга содержит богатый фактический материал, иллюстрирована портретами военных разведчиков. Она явилась большим вкладом в развитие наших представлений об этой важной военной службе. Хотелось бы надеяться, что она привлечёт внимание наших читателей.

В.КАРПОВ,
Пресс-бюро Службы внешней разведки России.



© В.Н.Карпов.
© «Мир истории». 1999 — 2010, оформление.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Библиотека | Редакция | E-mail]