Besucherzahler
счетчик для сайта




ASHER, Abraham. P.A.STOLYPIN. The Search for Stability in Late Imperial Russia. Stanford: Stanford University Press, 2001. Stanford: Stanford University Press, 2001. xii + 468 pp. Illustrations, notes, bibliography, index.
(ЭШЕР А. Столыпин: Поиск стабильности в России эпохи поздней империи. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2001. xii + 468 с.: ил.)


11. 2002

E X   L I B R I S    "М И"

ОТВЕРГНУТЫЙ РЕФОРМАТОР


Литература, посвящённая жизни и деятельности последнего крупного реформатора имперской России П.А.Столыпина огромна: к кануну 140-летия со дня его рождения (2/15 апреля 1862 г.) она насчитывала более тысячи книг, статей, документальных публикаций1. Причём оценки личности Столыпина и итогов деятельности как современниками, так и исследователями и, особенно, публицистами кардинально расходятся: от признания его «русским Бисмарком», безудержного восхваления усилий по подавлению революции, превознесения столыпинских планов модернизации страны — до признания его «обер-вешателем», кровавым палачом собственного народа и даже первым «русским фашистом», предшественником Муссолини. В этом ряду выгодно отличается своей фундаментальностью, взвешенностью, стремлением к объективности недавно опубликованная в США монография профессора городского университета Нью-Йорка Абрахама Эшера, посвящённая проблеме поиска правительственного курса по стабилизации и модернизации России, только что вышедшей из революционного катаклизма. Автор справедливо отмечает усилившийся в годы перестройки интерес к реформаторскому наследию Столыпина, на которое обратил внимание и президент В.В.Путин, считающий, что Россия должна реформироваться, если хочет сохраниться как нация, как цивилизация. Причём главные задачи, решавшиеся Столыпиным — политическая стабильность и стабильность экономическая — остаются чрезвычайно актуальными и в наше время (с. 4).

А.Эшер не новичок в исследовании темы. Новая книга фактически является продолжением его двухтомного труда, посвящённого русской революции 1905 — 1907 гг. 2 Отсюда и обширная историографическая эрудиция, знание дискуссионных проблем, критическое осмысление работ предшественников — дореволюционных, советских и современных российских исследователей, зарубежных коллег, и фундаментальность работы, оснащённой огромным источниковым материалом, часть которого впервые вводится в научный оборот.

Структура работы, представляющей собой по жанру политическую биографию, достаточно традиционна, построена по проблемно-хронологическому принципу. Исследование начинается с анализа формирования личности и взглядов Столыпина, его происхождения, имущественного положения, образования, прослеживаются основные вехи его общественной и служебной карьеры — от ковенского уездного и губернского предводителя дворянства (1889 — 1898 гг.), гродненского, а затем саратовского губернатора (1898 — 1906 гг.), и до назначения его министром внутренних дел (26 апреля 1906 г.) и председателем Совета министров (8 июня 1906 г.). В последующих главах раскрывается пятилетняя деятельность Петра Аркадьевича на посту премьера: подавление революции, борьба за реформы, успехи и поражения на этом пути, анализ наследия столыпинского премьерства.

Головокружительная карьера породила множество слухов и домыслов. Действительно, он оказался самым молодым губернатором, министром и премьером. Благоприятствовали этому многие факторы. Сыграли свою роль и принадлежность к известному дворянскому роду, и владение обширными поместьями, и университетское образование, и накопленный им хозяйственный и административный опыт, и знание местных и государственных проблем, и связи в высших сферах, и, естественно, экстремальная ситуация, сложившаяся в стране накануне и в годы революции. Но решающим фактором была, конечно, воля императора. Николай II лично знал Столыпина. В книге приводятся интересные сведения о посещении монархом в июне 1904 г. Кузнецка и встрече его с «народом», организованной Столыпиным и произведшей на царя весьма благоприятное впечатление, о чём он и имел доверительную беседу с губернатором. К этому можно добавить, что Николаю очень понравился отчёт о состоянии Саратовской губернии за 1904 г., с которым он внимательно ознакомился, а некоторые предложения, в том числе и по аграрному вопросу, вызвали у него особый интерес.

Весьма любопытные штрихи автор добавляет к сложившемуся уже в литературе образу Столыпина, как правило, героизированному. Широко используя семейную переписку, он раскрывает личностные черты, несколько меняющие наши представления о Столыпине — его замкнутость, необщительность, прижимистость, если не сказать скупость, в личных расходах. Но главное — глубокой религиозностью, граничащей с мистицизмом, он очень напоминал самого Николая II. Особенно наглядно это проявлялось в ходе его многочисленных разъездов, вызванных крестьянскими волнениями. В письмах к супруге Столыпин раскрывается с несколько неожиданной стороны: под маской харизматического лидера скрывался глубокий фатализм, упование на Божий промысел. В годы революции, стараясь представить себя перед обществом и правящими верхами волевым и даже агрессивным, в письмах к жене он делился с ней своими страхами и отчаянием, считая, что ужасы нашей революции превосходят ужасы французской (с. 81).

Естественно, в книге большое внимание уделено формированию взглядов и правительственной программы Столыпина. Автор отмечает, что представления премьера по важнейшим вопросам внутренней жизни страны сложились уже ещё в период его губернаторства. Действительно, в публичных выступлениях в разного рода комиссиях и на совещаниях содержались предложения по решению проблем страхования рабочих, народного образования, введения земств в западных губерниях, рассматривались пути модернизации сельского хозяйства, способы решения обострявшегося аграрного вопроса, в том числе и ликвидация общины, как фактора, тормозящего развитие деревни и подрывающего социально-политическую стабильность в стране.

В частности, в книге приводится высказывание Столыпина 1909 г., когда в одном из интервью он заявил. Что его взгляды на решение аграрного вопроса сформировались ещё в Ковно в 1889 — 1902 гг. (с. 32) Это не совсем так. Его взгляды эволюционировали. Ещё в губернаторском отчёте за 1904 г. столыпинские предложения выглядят весьма умеренными, не выходящими за рамки известного манифеста 26 февраля 1903 г., предоставлявшего очень ограниченное право выхода из общины отдельным хозяевам. К тому же эти взгляды окончательно не сложились и до определённого времени не могли вылиться в завершённую программу. Ближайшие сотрудники премьера — С.Е.Крыжановский, В.И.Гурко, В.Н.Коковцов — свидетельствовали, что в правительство Столыпин пришёл без какой-либо программы. Более того, как писал в своих воспоминаниях Крыжановский, не было и надобности её разрабатывать, т.к. она была уже подготовлена кабинетом С.Ю.Витте, отправленного царём в отставку накануне созыва Государственной думы. Эти материалы и были взяты за основу при дальнейшем формировании программы3.

Другое дело, что Столыпин, ещё будучи саратовским губернатором, в записке от 11 января 1906 г. — фактически одновременно и независимо от Витте — высказал соображения, что бороться с революцией одними репрессиями невозможно, что главная причина массового крестьянского протеста не революционная пропаганда, а нищета деревни. Причём нищета, по его мнению, не является следствием малоземелья, а последнее не является главной причиной волнений. По его наблюдению, в волнениям часто принимают участие и даже иногда инициируют их зажиточные крестьяне. Главная проблема деревни — община, которая и является главной причиной нестабильности. Всё это он фактически повторил на совещании губернаторов, состоявшемся в конце января. Большинство губернаторов видели главную причину революционного движения в агитации интеллигенции и требовали усиления репрессий. Столыпин подал особое мнение, настаивая, наряду с этим, на проведении радикальных реформ, в том числе и ликвидации общины и создании класса мелких собственников как гарантии социально-политической стабильности в стране. Царь, как отмечает автор, ознакомился с мнением Столыпина 4 февраля 1906 г. (с. 85 — 86)

Как бы то ни было, впервые в сжатом виде программа действий кабинета была опубликована лишь 24 августа в виде правительственной декларации. И действительно, как и отмечается в книге, заслугой премьера было то, что он из общих теоретических постулатов и разрозненных практических наработок, над которыми ведомства трудились десятилетиями, сделал программу действий правительства и повёл активную борьбу за её реализацию. В общих чертах эта его деятельность достаточно известна, хотя её интерпретации и оценки последствий, во многом зависящие от партийно-политической и социальной ориентации исследователей, существенно разнятся.

Американский историк считает, что Столыпин как премьер решал пять основных задач, обусловленных временем и вытекавших из его взглядов. Прежде всего — это борьба с революцией, с революционерами и либералами, поколебавшими и изменившими самодержавную систему в 1905 г., а также восстановление в стране гражданского порядка. Оценивая деятельность премьера «по наведению порядка», автор не отрицает жёсткости и даже жестокости предпринимавшихся им мер, оговариваясь, правда, что они никогда не достигали уровня приказов предшественника Столыпина на посту министра внутренних дел П.Н.Дурново, который предлагал местным властям расстреливать восставших и сжигать их дома. Знаменитый же указ о военно-полевых судах исследователь склонен приписать самому императору. Который, кстати, неоднократно выражал благодарность Столыпину за его решительные действия по подавлению волнений.

Авторская позиция в оценке действий премьера по борьбе с революцией определяется, видимо, абсолютным неприятием её как явления сугубо отрицательного, разрушительного, бесперспективного. Такая позиция получила широкое распространение и в нашей литературе. Но возможен и другой подход к оценке этого явления. Будучи по природе своей стихийной, революция, как признавали многие современники, в том числе и Витте, и Столыпин, имела свои истоки в глубоком «нестроении» существовавшего порядка, тормозившего развитие страны и обусловившего крайнюю конфликтность российского общества. Правительство медлило с преобразованиями и ещё до 1905 г. стало на путь подавления всеми мерами, вплоть до применения вооружённой силы, любого проявления народного недовольства. Не спровоцированный расстрел мирного шествия рабочих 9 января 1905 г. вызвал ответный взрыв. Кстати, все страны прошли в своей истории через это испытание, а в американской конституции до сих пор остаётся статья, гласящая, что народ имеет право свергать правительство, не отвечающее его интересам. Заслуги Столыпина в наведении «порядка» далеко не однозначны, а в какой-то степени его успехи на этом поприще определили и его собственную судьбу.

Другой важной задачей премьера, считает Эшер, было поддержание и возможное укрепление монархического правления в условиях существования института народного представительства, наделённого монархом законодательными правами и в какой-то мере принимавшего участие в определении правительственной политики. Как отмечается в книге, Столыпин отрицательно отнёсся к манифесту 17 октября 1905 г., считая, что он внёс смуту в общество и разлад в действия властей (с. 84). Но как глава правительства он вынужден был принять реальность новых условий политической жизни. Более того, как отмечал английский посол в Петербурге А.Николсон, в беседе с ним Столыпин даже заявил, что его собственным идеалом является Британская конституция. Правда, при этом он добавил, что Россия, возможно, достигнет этой цели, но для этого потребуется определённое время, т.к. внезапные и стремительные перемены будут иметь разрушительные последствия. Если этому верить, пишет автор, то взгляды Столыпина в 1906 г. были даже более прогрессивны, чем это принято обычно считать. Но Эшер сомневался в достоверности этих слов, считая: или Столыпин хотел сделать приятное собеседнику, или был неточен перевод, или английский самого премьера был недостаточно хорош (с. 109). Скорее всего, считает он, Столыпин, зная приверженность Николая II к самодержавным устоям, был сторонником конституционализма, но не парламентского типа, т.е. конституционализм он понимал лишь как ограниченное законом монархическое правление. Действительно, выступая в Думе, он твёрдо заявлял, что народное представительство должно быть лишь помощником царю в управлении страной, что европейский парламентаризм — «чужеродный цветок», который нельзя привить на российской почве.

Автор отдаёт должное попыткам премьера наладить сотрудничество с законодательными палатами и даже сформировать правительство с участием либералов. Попытки отказались бесплодными. Трудно достоверно определить, был ли это манёвр с целью выиграть время, или сыграло роль нежелание или неумение главы правительства идти на компромиссы. Американский исследователь считает, что Столыпин не обладал этим важным для государственного деятеля качеством, о чём свидетельствуют не только его конфликты с Думой и Государственным советом, дважды приведшие к правительственному кризису и подорвавшие его репутацию, но и поведение премьера в кабинете, где он высокомерно игнорировал мнение коллег-оппонентов. Налицо было и несоответствие между декларируемыми взглядами о верховенстве закона и реальной политикой, между заявленными целями и методами действия, что порождало оппозицию и слева, со стороны левых радикалов и либералов, так и справа — со стороны право-консервативных кругов. Серьёзной слабостью главы правительства было отсутствие широкой и прочной социальной опоры, которую он так и не смог создать, а также сильной про-правительственной партии. В России, считает автор, только что вышедшей из революции и едва приступившей к формированию многопартийной системы, была необходимость в лидере, который бы правил «жёсткой рукой». Но не менее необходима была и гибкость лидера, который бы смог убедить как сторонников, та и оппонентов принять его политику. Столыпину, по мнению автора, не доставало этих качеств, столь необходимых государственному деятелю такого масштаба.

Ещё одним направлением его деятельности была попытка трансформации Российской империи в современное правовое государство — в том виде, как он это понимал, — для чего требовалось ликвидировать архаические сословные структуры и институты, разработать и реализовать обширные социальные программы, распространив гражданские права прежде всего на крестьянство и другие социальные слои. Пакет законопроектов, разработанных для решения этих задач, был достаточно обширен: модернизация всей системы местного управления, самоуправления и суда, реализация обещанных манифестом 17 октября прав и свобод граждан, реформирование системы образования, пересмотр рабочего законодательства.

Центральное место в этом комплексе мер занимала крестьянская реформа, направленная на постепенную ликвидацию общины и создание класса мелких собственников, что, фактически, должно было завершить аграрные преобразования 1861 г. Проблема эта, считает автор, весьма обширна и требует монографического исследования. В связи с этим он ограничивается изложением лишь основных положений своей концепции. Во-первых, аграрная реформа не является детищем Столыпина. Базисные положения её были высказаны рядом его предшественников в ходе работы многочисленных комиссий и совещаний. Столыпин попытался лишь превратить абстрактные идеи в реальность. Преобразования были прерваны войной и не приняли необратимого характера. Во-вторых, аграрные преобразования имели целью не только социально-экономические, но и политические последствия — крестьянство в результате должно было превратиться в полноправных граждан, лояльных режиму и всем правовым институтам. В-третьих, Столыпин выступал категорически против социал-демократической идеи национализации земли, считая, что идея всеобщего равенства ведёт к равенству в нищете. И, наконец, его программа не предусматривала сохранение помещиков как привилегированного класса. Владельцы имений должны были реорганизовать свои хозяйства и стать сельскохозяйственным классом, классом независимых фермеров.

Примыкающим к этому направлению был комплекс мер по решению национального вопроса. Обычно активизация национальной политики столыпинского кабинета рассматривается как определённый поворот вправо, как попытка премьера заручиться поддержкой право-консервативных сил. Автор рассматривает позицию Столыпина в этом вопросе как эволюционизировавшую от каких-то демократических начал к жёсткому национализму. В частности, вначале он попытался ослабить остроту еврейского вопроса, несколько смягчив ограничения правового положения евреев, что, однако, встретило жёсткое сопротивление императора. В дальнейшем под флагом борьбы за «единую и неделимую» Россию он предпринял решительные меры против сепаратистских тенденций финнов и поляков. И, наконец, ряд мер был направлен на укрепление западных границ империи за счёт усиления в этих регионах русского этнического элемента. И вообще, считает автор, при проведении этой политики сказалась позиция Николая II. В 1909 г. Столыпин был вынужден заявить о новом курсе правительственной политики в национальном вопросе, который значительно отличался от его первоначального замысла.

Наконец, весьма важной была позиция премьера в международных вопросах, в определении миролюбивого курса внешней политики России. Иностранные дела были прерогативой императора. Но он прислушивался к мнению главы кабинета министров, считавшего необходимым для успеха реформ как минимум 20 лет внешнего и внутреннего мира.

В целом, заключает автор, значительная часть начинаний Столыпина потерпела неудачу. В его актив можно отнести создание условий для проведения реформ; начало аграрной реформы, которая даже в незавершённом виде дала ценнейший материал для решения вопроса; начало введения всеобщего начального образования при активном участии органов самоуправления; разработку страхового законодательства для рабочих, введённого уже после его смерти; некоторая либерализация религиозных норм. Столыпин в представлении автора — драматическая и даже трагическая фигура. В его взглядах, ментальности и государственной деятельности причудливо переплетались самодержавно-монархические и либерально-консервативные убеждения, стремление модернизировать российские экономические и социально-политические институты, попытки придать им европейский, буржуазно-конституционный облик при сохранении властных прерогатив самодержавного монарха. Его деятельность и личные качества, считает автор, во многом близки к характеристикам канцлера О.Бисмарка, а образцом для Столыпина была политическая система Германии, хотя условия России начала XX в. заметно отличались от германских.

Особую драматичность эпохе его премьерства придавала крайняя поляризация и конфликтность российского общества, в результате чего Столыпин, как образно пишет автор, оказался «между молотом и наковальней». Главная уязвимость его позиции заключалась в отсутствии социальной опоры обновляющемуся режиму и фактическое отсутствие возможности опереться на сильную про-правительственную политическую партию. Его деятельность не нашла поддержки российского общества, а, в конечном счёте, и самого императора. Смерть Столыпина 5 сентября 1911 г. была несчастьем для России, но и продолжение его деятельности в прежнем качестве и направлении было уже невозможно. Фактически, он был отвергнут, отторгнут тем самым режимом, сохранению и частичному обновлению которого посвятил свою жизнь.

А.П.КОРЕЛИН 
доктор исторических наук,
руководитель Центра истории России XIX в.
Института российской истории РАН 


Примечания

  1. П.А.Столыпин. Библиографический указатель. М., РОССПЭН, 2002.


  2. Asher, A. The Revolution of 1905: Russia in Disarray. Stanford, 1988; Idem. The Revolution of 1905: Authority Restored. Stanford, 1992.


  3. Крыжановский С.Е. Воспоминания. Петрополис [б.г.]. С. 214 — 215.


© Корелин А.П.
© «Мир истории». 2000 — 2002, оформление.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Редакция | E-mail]