Besucherzahler
счетчик для сайта



КОРОТКОВ
Генрих Антонович

Член Союза архитекторов России, гл. архитектор ГИМа.


1. 2011

E X   L I B R I S   «М И»

АРХИТЕКТУРА ОТ TASCHEN: И КОРОТКО, И ЯСНО


За долгие годы, отделяющие нас от первого революционного печатного проекта Гуттенберга, искусство книги достигло невероятных вершин, одаривая читателя всё новыми и новыми изысками. Лежащая передо мной книга «Архитектура нового времени от А до Я» (Modern Architecture A – Z / Ed. by Laszlo Taschen. 2 vols. Köln: Taschen, 2010. 592 pp., ill., index) — из их числа. Перед нами — тщательно подобранные и отобранные статьи о 270 выдающихся мастерах, направлениях, стилях в искусстве архитектуры XIX – XXI веков.

TASCHEN 
Modern Architecture A – Z / Ed. by Laszlo Taschen. 2 vols. Köln: Taschen, 2010. 592 pp., ill., index. ISBN: 978-3-8365

Сразу же оговорюсь: оригинальное английское название даёт широкое поле для трактовок. Ведь для нас «новое», «новейшее», «современное», «модерн» имеют особые оттенки и несут в себе собственные коннотации. И всё же, напрашивается именно такой перевод, конечно же, многомерного и многослойного названия книги.

Помятуя тщательно муссируемую отечественным «классиком» сентенцию о «невозможности объять необъятное», первым делом попытаемся оценить подход авторского коллектива во главе с Ласло Ташеном к подбору материала.

Отрадно, что при понятном и повсеместном стремлении к минимизации и лапидарности в представлении информации, новому архитектурному справочнику удалось остаться в рамках здравого смысла: предоставить читателю достаточное количество фактов и сопроводить их прекрасным изобразительным рядом. Конечно, кому-то может показаться, что здание Баухауса (с. 47 — 48) следовало бы дать в другом ракурсе, а вместо советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и новой промышленности в Париже в 1925 году (с. 327) проиллюстрировать статью о Константине Мельникове более известным зданием Клуба им. Русакова в Москве. Но это уже вопрос вкуса и выбора, что в профессии творческой — дело весьма специфическое.

Как и всякое солидное научное издание, «Архитектуру нового времени от А до Я» сопровождает индекс. Библиографией же редактору двухтомника пришлось пренебречь — в качестве компромисса между объёмом и удобством издания в использовании. Сразу замечу, отсутствие списка литературы не выглядит недостатком. При минимальном желании любой сможет получить многостраничный список по каждому из представленных в справочнике 270-и с лишним имён или названий архитектурных групп, течений и стилей XIX — XXI веков. Умение же пользоваться индексом позволяет найти упоминания в статьях и о других значимых фигурах, что значительно расширяет ценность книги.

Можно сколько угодно сокрушаться о том, что архитектура советского времени слишком слабо представлено в новом справочнике: Константин Мельников (с. 326 — 327), без которого уж никак не обойтись, да Борис Иофан (с. 220 — 221) — вот те, кто, по мнению авторов, удостоился чести войти в пантеон великих. А нынешние последователи, архитекторы современной России, и вовсе проигнорированы. Но это — лишь видимая сторона. Оставляя своим вниманием современников, обращу внимание на присутствие в справочнике, пусть лишь внутри статей, и других наших мастеров, в частности, Александра, Леонида и Виктора Весниных.

С другой стороны, многие известнейшие на Западе архитекторы происходят из России-матушки. Вспомним, хотя бы, уроженца Грозного Сергея Чермаева (Serge Chermayeff, с. 92). В книге, правда, не отмечен факт российского происхождения британского архитектора, но объясним это трудностями составления. Зато мы можем узнать, например, что именно у него учился в Йельском университете будущий творец знаменитого Центра Помпиду и притцкеровский лауреат Ричард Роджерс (с. 448).

Предоставлено TASCHEN 
Башня Татлина

А уж в разделе о конструктивизме (с. 98 — 99) — вообще сплошь наши имена. Правда, Якову Григорьевичу Чернихову авторы поменяли фамилию на Черников (с. 99), зато фамилия Владимира Татлина не перепутана, а рядом красуется радующее глаз изображение знаменитого проекта его башни-мемориала III Интернационалу (там же).

В заключение, хотелось бы вернуться к полиграфии. Издательство TASCHEN знаменито высоким качеством исполнения. Это имеет особенно важное значение для книг, где мастерство иллюстрации — непременный компонент качества контента в целом. И «Архитектура нового времени от А до Я» — яркий образец того, какой должна быть книга об архитектуре.

Всё вышесказанное достаточно красноречиво свидетельствует: выпущенный издательством TASCHEN справочник «Архитектура нового времени от А до Я» достоин занять почётное место на полке как профессионального архитектора и историка архитектуры, так и любого неравнодушного к искусству архитектуры и её истории читателя. Именно в таком издании можно получить максимально чётко сформулированное и научно обоснованное представлении о самых главных, самых важных, самых обсуждаемых и самых любимых архитектурных явлениях последних двух столетий. Ведь вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что каждый упомянутый в двухтомнике архитектор уже сам по себе стал явлением, достойным любой энциклопедии.

Г.КОРОТКОВ




© Коротков Г.А.
© «Мир истории». 2000 — 2011, оформление.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Библиотека | Редакция | E-mail]