Besucherzahler
счетчик для сайта



1. 2012

Х Р О Н И К А

НИКОЛАЙ ГЕ — НОВЫЙ ВЗГЛЯД


МИ/Виктор Антонов 
Н.Ге. "Что есть истина?" Христос и Пилат. 1890. Холст, масло. 233х171.
Государственная Третьяковская галерея.

В главном зале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «Что есть истина? Николай Ге» — крупнейший выставочный проект года, представляющий творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века Николая Николаевича Ге (1831 — 1894). Экспозиция, в которую вошло более 200 произведений, открывает новый взгляд на творчество живописца, пытавшегося в своём искусстве найти ответы на «вечные вопросы». Н.Ге предстаёт перед зрителем не только как автор хрестоматийных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик. Как отметила на открытии генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева, «такого серьёзного и полного представления о творчестве Николая Ге до этой выставки никто не имел. В том числе и мы сами».

Потомок французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Великой французской революции в конце XVIII века, Н.Н.Ге в 1850 — 1857 Н.Н.Ге учился в Петербургской академии художеств, которую окончил с большой золотой медалью и правом на пенсионерскою поездку за границу. Продолжительное время жил и работал в Италии, в Россию окончательно вернулся в 1870.

Современникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н.Ге приближался к границе эстетических норм XIX века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н.Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.

Другая грань восприятия произведений Н.Ге современными ему критиками — приписываемая многим его работам незавершённость, хотя сам художник так не считал. Поэтому одна из задач выставки — снять этот негативный оттенок, осознать новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Продолжатель романтической традиции, Н.Ге, одновременно, стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве.

В экспозиции живопись объединена с графикой, что позволяет понять логику развития идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику — эстетику протоэкспрессионизма.

Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьёзные научные открытия. Так, под живописным слоем картины «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция — «Милосердие» (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям. Для крупноформатных произведений «Вестники воскресения» (1867, ГТГ) и «Суд синедриона. "Повинен смерти!"» (1892, ГТГ), долго находившихся в фондах, реставраторами Третьяковской галереи была разработана уникальная методика, по которой картины были восстановлены.

МИ/Виктор Антонов 
Среди графики Николая Ге.

Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация полной коллекции рисунков Н.Ге (55 листов, из них 17 – двухсторонние), приобретённой для Третьяковской галереи в одном из частных собраний Женевы при финансовой поддержке Банка ВТБ. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна, а полнота и целостность коллекции — уникальны: её объём превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.

Структура выставки подчинена драматургии биографии Н.Ге и состоит из шести разделов. «Академия художеств. Начало» (1850 — 1857), «Италия» (1857 — 1870), «Петербург. Среди передвижников» (1870 — 1875), «Хутор. Украина» (1876 — 1894), «Ге и Толстой» (1882 — 1894), «Страстной цикл» (1884 — 1894).

На протяжении своей творческой жизни Н.Ге дважды переживал периоды увлечения пейзажным жанром — в Италии и на Украине, хотя жанр этот, как правило, оставался за пределами внимания зрителей. Н.Ге, художник романтического склада, разделял пристрастие романтиков к мотивам закатного и ночного освещения.

Итальянский период Н.Ге, который длился 13 лет (1857 — 1870), был временем напряжённых поисков своей темы и авторского «я»: там им была написана «Тайная вечеря» (1863, ГРМ), там он встретился с А.А.Ивановым, А.И.Герценом, М.А.Бакуниным. Этот период творчества художника наиболее полно представлен на выставке.

Нельзя пройти мимо и того факта, что Н.Ге был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. 1870-е годы, когда искусство демократического реализма было на подъёме, не стали для Ге особо продуктивными, в отличие от 1880 — 1890-х — пика творческой и человеческой зрелости. Тем не менее, Н.Ге оказывался в эпицентре общественных интересов: его картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ) возбудила волну заинтересованных откликов и жарких споров. Времени общения с кругом передвижников, 1870 — 1875-м годам, посвящён раздел «Петербург. Среди передвижников», представляющий историческую живопись Н.Ге и портреты.

В начале 1880-х годов Н.Ге познакомился с Л.Н.Толстым. Эта встреча перевернула его жизнь, оказала глубокое влияние на творчество. В разделе «Ге и Толстой» (1882 — 1894) представлены портреты Л.Н.Толстого и его семьи, зарисовки Л.Н.Толстого работы Н.Н.Ге-младшего (сына Н.Ге, секретаря писателя), редкие фотографии. Ге стал близким другом Толстого, последователем его религиозно-философского учения.

Нравственный максимализм художника привел его к решению жить «отшельнической» жизнью. Этому периоду посвящён раздел «Хутор. На Украине» (1876 — 1894). В 1890-е годы скромный хутор Н.Ге в Черниговской губернии стал местом паломничества людей, ищущих ответы на главные вопросы жизни, вокруг художника сложилась своего рода «толстовская община» единомышленников.

К евангельской теме Н.Ге обращался в разные периоды творчества. Так называемый «Страстной цикл» (произведения 1884 — 1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных средств. Соединение в экспозиции живописных и графических работ «Страстного цикла» позволит показать путь десятилетних поисков Н.Ге. «Распятие» («Голгофа») (1892) из Музея Орсе (Париж) является кульминацией евангельской темы в творчестве художника.

Спустя почти сорок лет после большой монографической выставки Н.Ге (1970 — 1971, ГТГ) представляется важным и интересным по-новому посмотреть на творчество Н.Ге, без идеологических и эстетических ограничений прошлого.

Ядро выставки составили произведения из коллекции Третьяковской галереи (около 90) и Русского музея (около 40). Помимо них, в экспозицию вошли работы из десяти российских музеев, а также Государственного художественного музея республики Беларусь и Киевского музея русского искусства, который обладает третьим по количеству собранием произведений Н.Ге после Третьяковской галереи и Русского музея.

В.Антонов



© «Мир истории». 1999 — 2012.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Библиотека | Редакция | E-mail]