Besucherzahler
счетчик для сайта



2. 2012

И Н Т Е Р В Ь Ю

КАК КОРАБЛЬ НАЗОВЁШЬ...


Совсем недавно в торжественном Бетховенском зале Государственного академического Большого театра в Москве уральскому писателю Евгению Касимову была вручена литературная премия «Ясная Поляна» за сборник «Назовите меня Христофором». Высокое жюри отметило литературные достоинства произведения, и мы не будем соревноваться с ним в оценках, а попытаемся поговорить с писателем на несколько другие темы.

МИ /И.Казаков 

- Прежде всего, позвольте поздравить Вас с признанием коллег и премией со столь поэтическим названием! Не секрет, что оценки произведения профессионалами от литературы и простыми читателями могут быть диаметрально противоположными. Насколько для Вас важно признание коллег по цеху, и возможно ли сочетать его с успехом у широкой читательской аудитории?

- Мне кажется, что любому писателю важно, чтобы его не только прочитали, но и поняли.

Конечно, когда тебя признают авторитетные критики, большие писатели – это очень сильно воодушевляет. Укрепляются тончайшие связи между твоим миром и миром большой литературы, но с этим вдруг ощущаешь такую ответственность за свою писанину, что страшно становится. Сказал ли ты свое слово? Что прибавил к опыту мировой культуры? Будет ли стоять твоя книга на длинной библиотечной полке, будут ли ее читать или ты останешься курьезом в литературе? Или тебя вообще никто не вспомнит через двадцать лет? Наверно, лучше не думать об этом, а честно продолжать свою работу.

А что касается оценки произведения, то даже у «профессионалов от литературы» могут быть совершенно разные суждения о книге. Салтыков-Щедрин, например, довольно оскорбительно отозвался об «Анне Карениной» Толстого, а Бунин говорил, что это лучший русский роман. Твардовский не очень-то жаловал Набокова, снисходительно относился к Юрию Казакову, ну и что? Но это не отменяет ни Набокова, ни Казакова в литературе. Безусловно, любое мнение крупных писателей, поэтов, критиков – очень важно и ценно. Это Лига Выдающихся Джентльменов. Хотя не всегда ее мнение справедливо. Широкая же публика часто бывает ветрена, капризна. Она сильно подвержена моде. Беллетристику часто воспринимает как литературу. Но, уверяю вас, проницательные читатели есть не только в профессиональном писательском сообществе, они вокруг нас. Редко, но бывает, когда впечатление от книги совпадает и в широких читательских кругах, и в среде писателей. Так было с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, так было с «Тихим Доном» Шолохова. Хотя спорят об этих романах до сих пор – именно в профессиональном сообществе.

МИ /И.Казаков 

- Расскажите немного о писателе Евгении Касимове! То, что является для Вас важным, но остаётся пока не известным даже знакомому с Вашим творчеством читателю.

- Ну, о писателе Евгении Касимове лучше всего расскажут его книги. Правда, издаются они небольшими тиражами, но многое можно найти в Сети. Если говорить о сокровенном… Надо закончить начатые вещи. Две повести, рассказы, которые должны органично войти в книгу «Назовите меня Христофором». И очень жду, когда опять нахлынут стихи.

- В отечественной литературы вечные темы всегда соседствовали с проблемами насущными. Вот и в отмеченном премией «Ясная Поляна» сборнике «Назовите меня Христофором» затронута проблема малых городов, вдруг оказавшихся ненужными. Или, точнее сказать, современными экономическими и социальными реалиями выталкиваемыми на обочину жизни. Насколько интересно это может быть читателям, живущим в «процветающих» мегаполисах, где «за витриной универмага» часто не замечается всё остальное?

- Интересна, мне кажется, любая жизнь, если, конечно, она талантливо изображается: и прошлая, и будущая, и настоящая. Но я люблю провинциальные советские городки, потому что на бытийном бедном фоне общем для них всех – рельефней видятся жители этих городков, существует богатая мифология, и сама жизнь очень открытая. Все они строились в двадцатые, тридцатые годы, и к концу века жизнь в них захирела, состарилась, остановилась, а в некоторых и вовсе умерла. Это исчезающая вселенная советской цивилизации. Это наше Макондо, это наша Йокнапатофа. Наш городок Окуров. Надо только всю эту жизнь хорошо исполнить на бумаге.

МИ /И.Казаков 

- Кого-то прельщает коммерческий успех, другого – «особость» собственного стиля, третьего – непременное участие в «жизни наверху». Каково Ваше кредо?

- Жизнь наша развивается, как «грудная жаба», что заставляет скептически смотреть на нее и пить валериановые капли. С другой стороны – жизнь прекрасна в любом её проявлении, потому что жизнь излучает тепло. Поэтому надо жить.

- Как Вы обмолвились, Ваши произведения трудно (употребим именно это слово) встретить в московских магазинах. Когда читателю ждать книги Евгения Касимова в обеих столицах?

- Наверно, когда московские издатели заинтересуются моими текстами.

- В заключение позвольте пожелать Вам новых творческих успехов и новых премий, как писательских, так и читательских!


Беседовал Александр ПОЗДЕЕВ,
фото – Игорь КАЗАКОВ



© «Мир истории». 1999 — 2012.


[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Библиотека | Редакция | E-mail]